"Патриотизм является неким брендом современной эпохи"

Большинство россиян считают себя патриотами. Такие результаты были получены в ходе опроса, который вчера был представлен Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Однако социологи считают, что это скорее патриотизм на словах, а в реальности люди если и готовы чем-то жертвовать, то только ради своих собственных интересов.

В ходе опроса, который проводил ВЦИОМ 12-13 ноября, патриотами себя назвали 84%, при этом 47% респондентов признали себя "безусловными патриотами". Больше всего таковых среди молодых людей 18-24 лет. Существенно ниже "градус" патриотизма в группе 25-34-летних. Как выяснили социологи, "быть патриотом" для 67% современных россиян означает любить свою страну. Для 32% - работать во имя ее блага. Для 30% - стремиться к изменению положения дел в стране в лучшую сторону, а для 27% - защищать свою страну от любых нападок и обвинений.

"Патриотизм является неким брендом современной эпохи, когда все себя считают патриотами, - рассказал "НИ" глава аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов. - Сегодня так себя называют даже те люди, которые относятся к группам, где патриотизм сходит на нет. Понятно, что все хотят быть патриотами. Но в реальной жизни, когда начинаешь спрашивать: "На какие жертвы вы готовы пойти и ради чего?" - выясняется, что на некие жертвы люди готовы пойти в основном ради своих личных интересов. Так что это скорее патриотизм на словах. Но - не лицемерие. Люди искренне хотят быть патриотами, поэтому так и называют себя. Другое дело, что их реальные поступки не всегда это подтверждают".

Исследование социологов также обнаружило, что гражданская идентичность ("я - гражданин России", - говорят 60% опрошенных) значительно превышает идентичность региональную ("я - житель своего региона, города, села" - 19%), национальную ("я - русский, украинец и т. п." - 16%), религиозную (4%), профессиональную (6%) и семейную (7%). Многие, как ни странно, до сих пор идентифицируют себя как "советского человека" - 14% опрошенных. В то же время среди респондентов немало и "индивидуалистов" (29%), которые не желают себя идентифицировать ни с какими государственными, национальными, социальными образованиями. При этом подавляющее большинство опрошенных (89%) уверены, что школам и вузам следует заниматься военно-патриотическим воспитанием молодежи. Доля сторонников этой точки зрения увеличивается с 85% среди молодежи 18-24 лет до 91% среди респондентов в группах от 45 лет и старше.

На просьбу социологов высказать свое отношение к демонстрации национал-патриотических организаций, прошедшей 4 ноября в Москве, каждый второй респондент (52%) заявил о негативном восприятии данного мероприятия, в их числе 24% резко отрицательно. Треть респондентов (35%) не осуждают подобные акции.

"Все социологи солидарны в том, что рост ксенофобии в стране действительно наблюдается, - считает г-н Бызов. - Однако масштабы этого явления оцениваются по-разному. Настоящих ксенофобов в стране 15-16%, среди молодежи чуть больше - около 20%. Это сторонники лозунга "Россия для русских!". В большую политику этот пласт ценностей прорывается с трудом. Партии и движения, которые выступают с откровенно националистическими лозунгами, вызывают в обществе осуждение, а отнюдь не одобрение".

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО, МАРЬЯМ МАГОМЕДОВА

"Новые известия"



Ноябрь 2005 года
Hosted by uCoz