GM: легенде требуется ремонт

Константин ФИРСОВ

General Motors (GM) прочно ассоциируется с промышленной мощью Америки. Автомобильный гигант имеет объем продаж больше, чем ВВП многих стран. Стоимость его активов в 6 раз больше активов всей Беларуси. Проблемы этой ТНК непременно означают кризис правительства США и рецессию ее экономики. Как раз сегодняGM переживает не лучшие времена.

ГИГАНТ «В ОТКЛЮЧКЕ»

Сегодня активы GM оцениваются в $468 млрд. С объемом продаж в $193 млрд. компания является символом промышленной мощи США. Если что-то случится с GM, то кризиса экономике Америки не избежать. Годовой объем выплачиваемой GM зарплаты для работников на сборочных производствах составляет $8,7 млрд. Прямо или косвенно гигант поддерживает около 900 тыс. рабочих мест. Забастовка на заводах GM в 1998г. привела к тому, что рост ВВП США снизился на один процентный пункт.

Легенда пребывает в весьма плохой форме. С весны 2000г. компания потеряла $43 млрд. рыночной капитализации. Инвесторов пугает, что у GM все хуже получается ее базовый бизнес - производство и продажа автомобилей.

В такой ситуации логично было бы провести глубокую реструктуризацию. Однако у GM заключен жесткий договор с профсоюзами - нельзя уволить рабочих без выплаты щедрой компенсации вне зависимости от объема продаж и прибыльности.

Такие проблемы не значат немедленного банкротства GM. До этого может и не дойти: все-таки приток наличных денег в объеме $19,8 млрд., популярные на фондовом рынке акции - серьезный аргумент в пользу компании. В дополнение можно посчитать $8,3 млрд., которые реально получить по кредитным линиям, и около $5 млрд. от прибыльно работающей финансовой «дочки» General Motors Acceptance Corp. GM. Ситуацию могут исправить и от $10 млрд. до $15 млрд. от продажи своего страхового и ипотечного бизнеса.

Весь этот ресурс поможет компании выжить еще несколько лет. За это время все равно надо провести болезненные реформы и разорвать неподъемные для GM связи с профсоюзами. Полученные в результате $5,6 млрд. могут помочь компании увеличить расходы на научно-исследовательские работы: по этому компоненту GM отстает от своего главного конкурента - «Тойоты», которая ежегодно тратит на развитие $15,3 млрд. (американцы - $13,7 млрд.) GM выпускает 89 моделей в восьми подразделениях, в то время как «Тойота» - 26 моделей на трех подразделениях. «Тойота» продает в среднем 80 тыс. каждой модели в год, в то время как GM - только 52 тыс. Похоже, нынешние менеджеры GM подзабыли предостережение одного из лучших менеджеров американской промышленности: «Любая ригидность производителя автомобилей, вне зависимости от его размера и положения, жестоко карается рынком».

Эксперты оценивают, что выход GM из кризиса потребует сокращения объема производства автомобилей в США с 5,1 млн. сегодня до 4 млн. Доля GM у себя дома сократится до 20%.

КИТАЙСКИЕ ПРОМАХИ

О сложностях GM можно судить по его поведению на одном из самых перспективных мировых рынков - в Китае. В 2005г. во время весеннего авто-шоу в Шанхае GM представил 3,6-литровый Cadillac CTS, новый «Шевроле» Aveo и классический Cadillac Eldorado 1959. Это дорогие автомобили, с большим расходом топлива и дорогими эксплуатационными расходами. GM работает в Китае с 1997г., но, похоже, до сих пор не до конца понял специфику местного рынка. Американцев активно теснят конкуренты. В первом квартале 2005г. Hyundai Motor продала на 156% больше авто (по сравнению с аналогичным периодом 2004г.), в фаворе - модель Elantra за $13,6 тыс. Honda Motor увеличила объем продаж на 76%: китайцам нравится модель Fit за $10,36 тыс. Китайский производитель Chery также увеличил продажи на 42% после введения на рынок модели QQ за $3600. За это время объем продаж GM упал на 35%, а общий объем прибыли - на 80%, составив лишь $33 млн.

Эксперты указывают на самую важную причину такой негативной динамики для GM. Ранее основными покупателями автомобилей на китайском рынке были госпредприятия и структуры. GM «доил» рынок, пользуясь высокими таможенными барьерами и особыми отношениями с властью. Сегодня же основной спрос формируют частные лица, желающие иметь экономные авто, соответствующие их невысоким доходам. GM долго почивал на лаврах и не смог адаптироваться к новым реалиям рынка.

В отличие от GM южнокорейский концерн Hyundai, прежде чем входить на китайский рынок, послал в Китай своих специалистов, которые внимательно изучили вкусы и возможности потребителей. В результате модель Elantra вошла на рынок с усиленной подвеской, более широкими колесами, сотовым телефоном, а также компьютером, оптимизирующим расход топлива. Южнокорейцы планируют заинвестировать в Китай $1,1 млрд., утроив производство до $600 тыс. Практически все основные автомобильные концерны декларируют миллиардные вложение в китайский рынок. GM также пытается встряхнуться, введя на рынок модель Chevy Spark за $8 тыс. Обиженные китайцы считают, что американский гигант скопировал их модель QQ, и готовят иск в суд.

Мир действительно изменился. Человека, который лет 10 назад предположил бы, что вскоре американцы начнут копировать китайцев, назвали бы идиотом.

СПРАВКА «БелГазеты». В декабре 1991г. глава компании Боб Стемпел декларировал начало масштабной реструктуризации. Планировалось закрыть 21 завод. По итогам 1991г. компания сработала с рекордными убытками в $4,5 млрд. К концу 1994 г. падает производительность, компания несет убытки, что немедленно сказывается на цене акций. Модель Chevy Cavalier стала самой худшей новой моделью, появившейся когда-либо на рынке. В июне-июле 1998 г. GM серьезно пострадал от 54-дневной забастовки на двух заводах в Мичигане. Потери - $2 млрд. В январе 1999г. дебютировал минивэн Pontiac Aztek - пример крайне несовершенного дизайна. В декабре 2000г. прекращено производство Oldsmobile, что обошлось компании в $1 млрд. и потерей ниши на рынке. В марте 2000г. GM покупает 20% акций «Фиата». Итальянцы надеются, что американцы выкупят остальную часть компании после 2004г. В итоге GM списывает вложенные впустую деньги и, чтобы избежать выкупа огромных долгов «Фиата», платит $2 млрд., дабы выйти из итальянской игры. В марте 2005г. GM потряс Wall Street новостью о резком снижении доходов. Акции начали балансировать на уровне «мусорных». Компания объявила об убытках по итогам первого квартала в объеме $1,1 млрд. Доля GM на традиционном для него американском рынке упала до 25,6%.

belgazeta.by



Ноябрь 2005 года
Hosted by uCoz